Трудовое воспитание
Музейное занятие «Трудовое воспитание школьников в СССР»
В клубе-музее «Кузнецкая школа» для учащихся 4-го класса Лицея №104 было организовано музейное занятие, посвященное теме «Трудового воспитания школьников в СССР». В 2023 году президент России Владимир Путин подписал закон об обязательном трудовом воспитании школьников с учетом возрастных особенностей. В числе новшеств — привлечение учащихся школ к общественно полезному труду. В качестве примеров общественно-полезной работы назвали высадку деревьев, цветов на пришкольной территории, участие в оформлении класса или школьной площадке, помощь библиотеке или музее и т.п. Тема музейного занятия нами выбрана не случайно, ведь наш музей содержит большое количество материалов: альбомов-летописей и фотографий, отражающих участие школьников прошлого столетия в общественно-полезном труде.
Сведения из истории нашей страны: важнейшим звеном всей системы воспитания в 50 - 90-ые годы было трудовое воспитание. В декабре 1958 года Верховный Совет принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», предписывавший с 15 лет включать всю советскую молодёжь в общественно полезный труд и «всё её дальнейшее обучение связывать с производительным трудом в народном хозяйстве». Помимо общественно-полезного труда в школах преподавалось трудовое обучение, в своих дневниках ученики писали название предмета коротко – Труд.
До 1985 года учебный предмет в средней общеобразовательной школе Российской Федерации назывался «Трудовое обучение». После 1986 года учебный предмет переименовали в «Технологию». Основная задача предмета - приобретение учащимися знаний о предметах, средствах и процессах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда и овладения какой-либо из массовых профессий. В 1-4-х классах учащиеся должны овладеть необходимыми в жизни элементарными приёмами ручного труда с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления полезных для школы, детского сада и дома предметов и др. Изучая сельскохозяйственный труд, учащиеся начальных классов должны овладеть знаниями и элементарными умениями по выращиванию растений в помещении и на школьном участке. Предусмотрено проведение экскурсий для ознакомления школьников с профессиями и некоторыми видами производств, оборудования и технологических процессов на учебно-опытном участке и в школьных мастерских и т. п. В 5-9-х классах учащиеся должны получить более широкую обще трудовую подготовку, приобрести знания и практические умения по обработке металла, древесины, познакомиться с основами электротехники, металловедения, графической грамоты, получить представления о главных отраслях хозяйства. Трудовое обучение в 10-11(12)-х классах может осуществляться также по одному из профилей или, по желанию учащихся, в виде подготовки по массовым профессиям. Технология в школе организуется в форме уроков, практикумов, экскурсий, трудовой практики. Занятия с учащимися проводятся как в учебных, так и в учебно-производственных условиях. Руководящая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит не только школьному учителю, но и рабочему - наставнику, инженерно-техническим работникам предприятий.
Труд всегда был, есть и будет основным средством человеческой жизни, создания благополучия и богатства страны, формирования ее культуры. Человеку свойственна органическая потребность в труде.
Участники музейного занятие из рассказа педагога Светланы Юрьевны Алалыкиной узнали об особенностях трудового воспитания школьников в сельской местности. Светлана Юрьевна в детстве проживала в поселке Кондома, где был совхоз «Таштагольский», который славился своим богатством. Согласно сложившейся практике трудовое воспитание сельские дети проходили, работая на полях, оказывая взрослым помощь в «борьбе за урожай». В советское время в совхозе было много пасек, животноводческих ферм, сельскохозяйственных посадок. Школьников привлекали в помощь совхозу на уборку картофеля и других корнеплодов. Дети активно занимались благоустройством школьного двора, уходом за пришкольным участком, огородом, привлекались на некоторые ремонтные работы, которые проводились в здании школы. Старшие школьники работали в конюшне, ухаживали за лошадьми, а также принимали участие в заготовке сена. Многие ребята приобретали профессию пройдя профессиональные пробы на разных видах сельскохозяйственной техники. Светлана Юрьевна обучилась основам пчеловодства. Выбор был не случайным, в семье многие годы держали свою пасеку, за которой ухаживал еще дед Светланы. Рассказ педагога вызвал много вопросов у детей, никого не оставил равнодушным.
Продолжила занятие Шинкаренко Т.С., руководитель клуба-музея «Кузнецкая школа». Её рассказ о трудовом воспитании детей образовательных школ Кузнецкого района наглядно сопровождался фотоматериалами и иллюстрациями из альбомов-летописей. На черно-белых фотографиях дети рассматривали как школьники собирают макулатуру, белят деревья у школ, работаю на пришкольных участках, пропалывают клумбы, моют полы и окна в школьных классах и многое другое. Разглядывая, альбомы-летописи с фото и комментариями, можно узнать какая пионерская дружина или комсомольская организация является наиболее успешной по выполнению каких-либо трудовых десантов. Помимо школ в Кузнецком районе во времена СССР существовала 18 клубов по месту жительства, в которых велась большая работа с детьми и подростками по месту жительства.
В конце музейного занятия дети рассказали о том, как они дежурят в школе, помогают в уборке классов и территории возле школы. Многие высказались о том, что помогают родителям с уборкой в квартире. В заключении хочется привести слова педагога-писателя К.Д.Ушинского: «... человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье; труд - лучший хранитель человеческой нравственности, труд же должен быть воспитателем человека».
Т.С. Шинкаренко, методист, руководитель клуба-музея «Кузнецкая школа».